Статьи

Главная Новости

Самодельный мотоблок

Опубликовано: 05.09.2018

видео Самодельный мотоблок

ТОП-5 Лучших самодельных мотоблоков.
В «М-К» не раз рассказывалось о различных по конструкции и сложности самодельных  мотоблоках. В основном это были двухколесные варианты. Думаю, что самодельщики напрасно недооценивают достоинства одноколесной схемы. Ведь такой мотоблок — простой, недорогой в изготовлении и эксплуатации, легкий, а следовательно, менее уплотняющий почву, маневренный — способен работать там, где двухколесному не пройти, и, наконец, он удобен в хранении — его можно подвесить с помощью кронштейна на стене. С другой стороны, подобная схема предъявляет повышенные требования к компоновке агрегатов, так как положение центра тяжести машины в продольном и поперечном направлении определяет удобство работы с ней. При установке двигателя над колесом — даже небольшого диаметра — общий центр тяжести располагается слишком высоко. Кроме того, при сравнительно небольшом весе необходимого сцепления колеса с грунтом одним лишь развитием грунтозацепов не добиться. Решение обеих задач — в смещении двигателя вперед. Это обеспечивает минимальную высоту положения центра тяжести и в то же время заметную надбавку силы, прижимающей колесо вниз за счет уравновешивающего давления оператора на рукоятки. Дополнительному сцеплению с грунтом способствует при культивации передняя установка рабочего органа — горизонтальной лапы, имеющей отрицательный угол атаки.

Место расположения рабочего органа на раме также существенно для одноколесной компоновки. Так, при испытаниях с задней навеской культиватора или плуга получение прямых борозд требовало от оператора известной сноровки. Передняя установка орудия изменила поведение мотоблока: колесо шло по проложенной борозде как по направляющей, отчего грядки получались как по линейке! Автоматическое поддержание постоянного заглубления рабочего инструмента обеспечено копирующим колесом, жестко связанным с ним передней вилкой и регулировочной тягой.



Рис: 1.Общий вид мотоблока с культкватором :

1 — ручка газа 2 — рычаг переключения скоростей, 3 — рычаг сцепления, 4 — ручка управления, 5 — рама, 6 — кронштейн задней навески рабочих орудий, 7 — грунтозацепы. 8 — колесо, 9 — промежуточный узел, 10 — бак, 11 — двигатель. 12 — кожух вентилятора,13 — дефлектор цилиндра, 14 — копирующее колесо, 15 — вилка копирующего колеса, 16 — регулировочная тяга, 17 — лапа культиватора.


Самодельный мотоблок с прицепом

Требования к двигателю одноколесной схемы также несколько более строгие: помимо обеспечения необходимой мощности и принудительного охлаждения, он должен иметь небольшой вес и габариты. На моем мотоблоке установлен двигатель от мопеда Ш-5В. Принудительное охлаждение — центробежным вентилятором, крыльчатка которого крепится через выполненное в крышке картера отверстие к маховику двигателя на место установки съемника. Кожух вентилятора, изготовленный из тонкого листового металла, имеет центральные входные отверстия и тангенциальный выходной патрубок, который соединяется гофрированным шлангом с дефлектором на цилиндре двигателя. Необходимое охлаждение двигателю может обеспечить и система с электровентилятором на базе двигателя постоянного тока (марки МЭН 12/5) с крыльчаткой в жестяном корпусе. При боковой его установке в ребрах головки надо будет просверлить несколько сквозных отверстий d 15 мм. Напряжение к клеммам электродвигателя подается через диодный выпрямитель, смонтированный внутри кожуха вентилятора на текстолитовой пластине, от обмотки освещения магдино, которую следует перемотать проводом меньшего сечения, увеличив число витков вдвое.

Рис. 2. Рама :

1 — кронштейн задней навески, 2 — ушко крепления резьбового упора ручки управления. 3 — пластины крепления ручки, 4 — упор натяжного устройства. 5 — кронштейн корпуса промежуточного вала, 6 — дуга верхней опоры двигателя, 7 — места крепления двигателя, 8 — втулка для передней навески рабочего инструмента.

Рама — из толстостенных стальных труб d 33 мм. Ее боковые дуги ввариваются с одной стороны в отрезок грубы с внутренним d 33 мм, ориентированный горизонтально, а с противоположной — в вертикальную стальную втулку с наружным d 40 мм. Первый служит для передней установки рабочего инструмента, а вторая — для сцепки с двухколесным прицепом. Вертикальная стальная полоса толщиной 6 мм, приваренная в передней части рамы, имеет проушины для крепления двигателя. Верхнюю опору двигателя образует приваренный к вертикальной дуге рамы трубчатый кронштейн. Он же служит опорой для установки топливного бака, заимствованного от мопеда и катушки зажигания типа Б-300.

Рис. 3. Ступица ведущего колеса

1 — подшипник ступицы (К- 180205). 2 — ось. 3 корпус 4 — фланец крепления диска колеса, 5 звездочка (2 — 39. шаг 15,87 мм).

На боковых дугах рамысваркой закреплены пластинчатые кронштейны ручек управления, упоры оси колеса, опоры корпуса промежуточного вала и наклонный упор натяжного устройства Задняя часть вертикальной дуги оснащается проушинами для упора ручек управления Две пары сквозных вертикальных отверстий d 8,5 мм в боковых дугах рамы предназначены для стремянок — двух (J-образных стальных стержней С резьбой на концах, прижимающих к упорам ось ведущего колеса.

Рис. 4. Промежуточный узел :

1 — звездочка моторной передачи (от мопеда «Рига»), 2 — звез. дочка колесной передачи . 3 .— подшипники № 205, 4 — стопорные кольца. 5 — заглушка.

Ручками управления служат две стальных грубы d 25 мм. К их концам приварены втулки с горизонтальным отверстием под болт М10. Между собой они соединяются растяжками из стального прутка d 10 мм и поперечной трубкой, в которой закрепляется шарнирный упорный болт для регулировки положения ручки. В нерабочем положении ручку можно откинуть вверх. Расположение рукояток и рычагов управления — как принято на мототехнике: правая поворотная ручка связана с дроссельной заслонкой карбюратора, а левый рычаг — с муфтой сцепления двигателя. С правой стороны смонтированы рычаг переключения скоростей и упоры оболочек тросов. Рычаг фиксируется в трех положениях пружинной защелкой, предохраняющей двигатель от поломки при самопроизвольном переключении передач.

Рис. 5. Крыльчатка вентилятора .

Трансмиссия мотоблока представляет собой двухступенчатый цепной редуктор. Крутящий момент с выходной звездочки двигателя передается цепью с шагом 15,07 мм на большую звездочку промежуточного вала. Обе звездочки — От колесной передачи мопеда «Рига». Затем с малой звездочки промежуточного вала  момент передается на колесную звездочку . Промежуточный узел—вал, установленный на двух подшипниках № 205 в точеном стальном корпусе. Гак как обе его звездочки расположены не одной стороне вала, для передачи крутящего момента достаточно соединить их ступицы сваркой, а не фиксировать каждую звездочку на валу. Корпус промежуточного вала соединяется с кронштейном рамы на шарнире, позволяющем изменять его положение и в продольном, и в вертикальном направлении. Это дает возможность осуществлять одновременное натяжение обеих цепных передач. А в требуемом положении корпус фиксируется натяжным болтом, вворачиваемым в наклонный упор рамы.

Рис. 6. Упорный болт ручки .

Ступица ведущего колеса вытачивается из отрезка толстостенной стальной трубы d 60 мм На наружной поверхности сваркой укреплены звездочка фланец крепления диска колес. В расточенные с торцов трубы гнезда устанавливаются подшипники № 205. Так как боковой нагрузки ступица колеса практически не испытывает, для фиксации подшипников достаточно раскернить у их наружной обоймы края гнезд в 3—4 точках.

Ведущее колесо может быть любое, с наружным d 540 мм при ширине 105 мм. В данной конструкции использованы диски 4,50—10 и резина от мотороллера 4,00—10.

Рис. 7. Ручка управления .

Стальные грунтозацепы ведущего колеса представляют собой два полукольца, согнутые из полосы 60X5 мм и соединяемые с одной стороны шарниром, а с другой — стяжным болтом М10. Снаружи на ребро привариваются 14 стальных полос 30X5 мм, согнутых пополам под углом 45 Чтобы обруч не соскакивал с колеса, на каждом из торцов приварено по четыре боковых упора. Если повышенное сцепление не требуется, грунтозацепы легко снять с колеса, поскольку они монтируются без декомпрессии и накачки шины.

Рабочие орудия — культиваторы, плуг, борона, бульдозерный отвал, транспортная тележка и другие — могут устанавливаться либо за, либо перед колесом мотоблока. На рисунке изображена передняя установка культиватора с копирующим устройством. Кронштейн лапы культиватора изготовлен из толстостенной стальной трубы d 33 мм. Чтобы труба при изгибе не сминалась, эту операцию следует проводить в нагретом состоянии, предварительно набив внутреннюю полость песком. Укрепленная на нижнем конце кронштейна лапа обеспечивает культивацию пласта земли без его переворота, а приваренный выше решетчатый отвал из стальных прутьев d 10 мм выполняет функции окучника.

Рис. 8. Культиватор-окучник с копирующим устройством :

1 — решетчатый отвал окучника. 2 — лапа культиватора. 3 — регулировочная втулка. 4 — копирующее колесо.

Возможность регулировки и точного выдерживания глубины обработки почвы достигается с помощью копирующего устройства, состоящего из сваренного из стальной полосы колеса, вилки, несущей его ось и закрепленной на кронштейне рабочего органа, и регулировочной гяги. Ее втулка — трубка d 22 мм с внутренней резьбой М12 с одной стороны — правой, с другой — левой. Две тяги с соответствующей резьбой соединяют вилку колеса через втулку С кронштейном Таким образом, поворот втулки в гу или другую сторону меняет длину тяги, а следовательно, и положение копирующего колеса относительно рабочего инструмента.

по материалам журнала: Моделист Конструктор.

Новости

rss