Статьи

Главная Новости

Часть первая. Магнитола или все же головное устройство?

Опубликовано: 29.09.2018

видео Часть первая. Магнитола или все же головное устройство?

САНЯ ФСБ вернулся! ЧТО МЫ УВИДЕЛИ НА КАМЕРУ / часть 1

Сам звук создают динамики , сигнал для них поступает с усилителей . Опять же, все это нужно как -то соединить, так чтобы без питающей проводки и различных соединительных кабелей тоже не обойтись. Но сердце любой системы, от которого зависит если не все, то уж точно очень многое — это источник, головное устройство (ГУ) , то, что мы часто так небрежно называем просто магнитолой. Эта голова определяет функциональные возможности системы в целом, поэтому любая система всегда строится именно от нее. Если вы решили заменить штатное ГУ или, скажем, ваш автомобиль не имеет штатной аудиосистемы , то самое время поговорить о том, как не ошибиться с выбором подходящего аппарата.



Впервые стандарт размеров для головных устройств вводился немцами (DIN 75500), а чуть позже был подкорректирован другим стандартом, ISO 7736-84, который актуален и по сей день. Он четко определяет все размеры головного устройства — ширина 178, высота 50 и глубина 180 мм. Что касается первых двух (размеры передней панели), то они жестко зафиксированы, а что касается последнего, то сейчас это просто рекомендация максимальной глубины. Несмотря на то, что к этому стандарту приложил руку I50, за ним все же закрепилось „немецкое" название „DIN". Так и говорят: „размер DIN". Чаще всего этот размер (178 на 50 на 180 мм) называют не просто „DIN", a 1 DIN, потому как есть головные устройства и кратной высоты. Например, за размером головного устройства с двойной высотой, то есть с передней панелью 178 на 100 мм, закрепилось название 2DIN. И,соответственно, есть головы размера 0,5DIN (с половинной высотой) или 1,5DIN (ну вы поняли сколько это, да?). „Полудинки" — это большей частью выездные мониторы, кроссоверы и прочие вспомогательные устройства. А полторашный размер часто встречается у штатных головных устройств американцев.


ЖЕЛЕЙНЫЙ МЕДВЕДЬ ВАЛЕРА ЛУЧШЕЕ ЧАСТЬ 2

Когда вы выбираете головное устройство , то количество разных функций, конечно же, имеет огромное значение, но начинать нужно все же не с них. Для начала внимательно посмотрите на торпедо вашего автомобиля: где находится место под головное устройство, каких оно размеров? Если при выборе правильно учесть эти два момента, то в дальнейшем можно избежать многих проблем не только с инсталляцией , но и с удобством пользования.


PART 1 | SA AIRPORT DAPAT SIYA DADALHIN, PERO SA MENTAL SIYA DINALA NG BIYENAN NIYANG BRGY CAPTAIN!

Если у вас уже стоит штатное аудио , которое вы хотите поменять, но дизайн штатной головы так тесно завязан со всем остальным, что просто вынуть ее и вставить новую невозможно. то в этом случае отправляемся в магазин (или шерстим Интернет) в поисках переходной рамки под установку новой, Но какого размера должна быть новая голова? Каких они вообще размеров бывают? Не переживайте, угадывать с выбором не придется, размеры аппаратов aftermarket стандартизированы. Чаще всего переходные рамки делают под два размера, которые обозначаются как 1DIN и 2DIN. Вообще то у головных устройств есть и другие размеры, скажем, 0,5DIN или 1.5DIN, но переходных рамок под них мне встречать не доводилось.

Если с размером долго думать не приходится. вариантов не так уж и много, то с функциональными возможностями все гораздо интереснее. Итак, начнем с самой сути. Для начала решите, хотите ли вы просто слушать музыку, или же еще и смотреть видео (клипы, фильмы, а может быть, и ТВ-программы)? Чтобы не путаться, сразу внесем ясность в терминологию — в первом случае это будет аудиосистема , во втором — мультимедийная система . Первая, аудиосистема , понятное дело, воспроизводит только звук. А мультимедийная система будет содержать еще и видеомонитор (или несколько мониторов, почему бы и нет?). И вот тут уже появляются варианты: монитор может быть как встроенным в само головное устройство, так и быть выполненным отдельно. Остановимся подробнее на этом моменте и определимся, что будет лучше выбрать в каждом конкретном случае.

Мультимедийные головные устройства предусматривают подключение внешних мониторов. Но могут оснащаться и собственными экранами. Какой аппарат лучше выбрать — зависит в пер¬вую очередь оттого, в каком месте торпедо им предстоит быть установленными.

Форма имеет значение

Итак, смотрим на Торпедо в нашем автомобиле. Если место под головное устройство расположено достаточно высоко, то можно выбрать модель с уже встроенным экраном. 2-диновые мультимедийные аппараты в своем большинстве уже содержат таковой, причем, вполне сносных для автомобильного применения размеров 6-7 дюймов. А если в панели место лишь под аппарат одинарного размера, то можно остановить свой выбор на моделях с выездным монитором. Их диагональ, как правило, составляет те же 6-7 дюймов. Если аппарат расположен чуть ниже, чем хотелось бы (но еще в разумных пределах), то особое внимание следует обратить на возможность регулировки угла наклона передней панели (для „однодинок" с выездными мониторами эта возможность, как правило, уже предусматривается). Но если же место под головное устройство расположено совсем низко, то без отдельного монитора будет уже не обойтись.

Так что в этом случае можно спокойно выбирать мультимедийное головное устройство даже без собственного экрана, скажем, DVD-ресивер . Большое количество мультимедийных аппаратов размера 1DIN имеют встроенные в передние панели небольшие мониторы (как правило, с диагональю 3,5 или 4 дюйма). Однако полноценно посмотреть на них киношку вряд ли получится — размер экрана для этих целей все же маловат, так что тут тоже есть повод задуматься о дополнительном полноценном мониторе .

Что вставлять будем ?

После того, как вы определились с тем, ЧТО должно воспроизводить ваше головное устройство и как оно должно выглядеть, самое время опреде¬литься с тем, С ЧЕГО оно должно воспроизводить. Подавляющее большинство головных устройств в настоящее время — это дисковые ресиверы (CD, DVD). Но диски — далеко не единственные носители информации, и, более того, для многих они давно уже и не основные. Это отразилась и на автомобильных головных устройствах — к альтернативным носителям относятся различные USB-флешки , жесткие диски , карты памяти , цифровые плееры , в том числе iPod и его брат iPhone , и даже телефоны и плееры с Bluetooth-интерфейсом. Кстати, если поддержка яблочных плееров для вас актуальна, то обратите внимание на то, как они подключаются к головному устройству . В большинстве случаев для этого подойдет штатный USB-кабель iPod/iPhone , но иногда требуется докупить и опциональный (например, подобным грешат некоторые головы Alpine , к которым плеер подключается по фирменной шине). К слову, у аппарата, ориентированного в первую очередь на подобные альтернативные носители, дискового привода может и не быть вовсе, так что если диски для вас — вчерашний день, то обратите внимание именно на такие головные устройства .

В любом случае, хоть для дисковых аппаратов , хоть для аппаратов без дискового привода , нелишней будет возможность чтения сжатых форматов. Они, конечно, уступают в качестве оригиналам на CD , но, будем справедливы, аудиофильский саунд нужен далеко не всем. Тут вступает принцип разумного компромисса: ради значительного повышения удобства в большинстве случаев можно поступиться небольшой потерей качества, ведь на обычную CD-болванку в этом случае умещается уже не два десятка песен, а около сотни, не говоря уж о флешках. картах памяти, и уж тем более жестких дисках. Кстати, если с умом подойти к сжатию файлов и использовать высокий битрейт, то ухудшения качества по сравнению с CD-оригиналом можно и вовсе не заметить.

USB-слот может располагаться прямо на передней панели или в виде хвоста с тыльной части корпуса. Во втором случае его можно вывести, скажем, в барда¬чок или в подлокотник. Выбор того или иного вариан¬та — дело вкуса.

Немного другой подход к бескомпромиссным high-end аудиосистемам, в которых чтение сжатых форматов — далеко не самая приоритетная задача. Более того, многие из головных устройств такого класса не работают со сжатыми форматами вовсе. Они даже могут не иметь встроенного усилителя, а блоки питания у таких моделей часто выполнены выносными. И даже ЦАП ( цифро-аналоговый преобразователь , он же DAC ) может быть выполнен внешним блоком. В таких источни¬ках все направлено на получение сигнала высочайшего качества, и для них скромное функциональное оснащение вполне простительно.

Аудио в стереоформате

Итак, вы уже определились стем, какое вам нужно головное устройство — простое аудио или мультимедийное , с какими носителями оно должно работать и какие форматы воспроизводить. Теперь пора определиться, чем еще оно должно обладать, чтобы была возможность построить развитую систему . Грубо говоря, на наличие каких разъемов нужно обращать внимание при выборе ГУ . Начнем со звука. В недорогих автомобильных аудиосистемах начального уровня динамики обычно подключаются прямо к встроенным в само головное устройство усилителям. Тут ничего сложного — есть пара фронтальных и пара тыловых выходов. Встроенные усилители есть практически у всех головных устройств (исключение составляют, разве что, лишь небольшое число дорогих high-end аппаратов , которые рассчитаны на работу исключительно только с внешними). Но встроенные усилители — это все же, как ни крути, начальный уровень. Если же вы собираетесь строить более качественную систему и подключать динамики через внешние усилители, то принципиальным моментом становится наличие в аппарате линейных выходов . Именно к ним эти внешние усилители и должны подключаться. Посмотрите на тыльную сторону корпуса — линейные выходы стандартно выполняются в виде RCA-разъемов (которые часто называют „тюльпанчиками"). Однако в одних аппаратах этих выходов всего одна пара, в других — сразу несколько. Выбирайте аппарат в зависимости оттого, насколько развитую аудиосистему вы собираетесь строить.

Самый простой случай: динамики подключаете к усилителям головного устройства . В этом случае на наличие и количество линейных выходов можно не смотреть, они все равно не будут задействованы. Но, предположим, вас все устраивает, но хочется добавить сабвуфер . Для этого вам потребуется приобрести, собственно, сам сабвуфер и усилитель к нему. И чтобы подключить этот усилитель к головному устройству , вам будет достаточно всего лишь одной пары линейных выходов . А вот если вы строите уже более продвинутую систему , в которой динамики будут работать не от усилителей головного устройства , а от внешних, то тут было бы неплохо иметь уже несколько пар линейных выходов (скажем, на фронт, на тыл и на сабвуфер ). Вообще то, построить относительно развитую систему можно и имея всего лишь одну пару линейников. Но в этом способе есть один минус — часть регулировок головного устройства наверняка при этом окажется за бортом (скажем, не будет регулировки уровня фронт/тыл). В общем, для развитой аудиосистемы с в нешними усилителями головное устройство с несколькими линейными выходами будет все же предпочтительнее, чем с одной парой или вовсе без них.

Стандартно линейные выходы обозначаются красным и белым цветами. Хотя это не обязательное условие, например, разъемы для подключения исключительно только сабвуферного усилителя часто выделяют другим цветом.

У этого DVD-ресивера есть богатый набор линейных выходов в формате стерео, но встроенного многоканального декодера нет. Зато есть цифровой оптический выход, к которому при желании можно подключить внешний декодер.

Некоторые внешние многоканальные декодеры выполнены как опциональные блоки для мультимедийных головных устройств своей же марки...

Аудио в многоканальном фомате

Все вышеописанное касается в первую очередь обычных аудиосистем в формате стерео, то есть в двухканальном. Именно поэтому аудиовыходы всегда делаются парами — левый и правый. Тыловые каналы в этом случае воспроизводят точно такой же сигнал, что и фронтальные. Но когда речь заходит о мультимедийных системах , то возникает вопрос: а можно ли в автомобиле сделать многоканальный звук , такой же как в кинотеатре? Чтобы, к примеру, грохот надвигающегося сзади и уходящего вперед гигантского космического крейсера из „Звездных войн" тоже нарастал сзади и плавно перемещался вперед, точно так же, как и его изображение на экране. Ведь чтобы достичь такого сногсшибательного эффекта, задние каналы не могут просто дублировать передние? Такие головные устройства действительно есть, это мультимедийные аппараты с декодером многоканального звука . И если на самом DVD звуковое сопровождение записано в многоканальном формате, то с помощью декодера все эти эффекты можно воспроизвести не только на домашнем кинотеатре, но и в машине.

Чаще всего в автомобильных системах используется формат точно такой же, что и в большинстве домашних кинотеатров — 5.1. „Пять" — это количество основных каналов (пара фронтальных, центральный и пара тыловых), а „точка один" — это выход на сабвуфер . Соответственно, и линейные выходы в этом случае представляют собой такой набор: пара фронтальных, пара тыловых, выход на центральный канал и отдельно сабвуферный выход . При воспроизведении диска с многоканальной записью (скажем, DTS), декодер ресивера сам „раздает" сигнал по нужным выходам. При грамотном распределении акустических систем по салону такие головные устройства позволяют создать в автомобиле атмосферу настоящего кинотеатра, так что аппараты с многоканальным звуком — это просто находка для любителей посмотреть кино с настоящим кинотеатральным окружающим звуком.

Если головное устройство имеет отдельный линейный выход для подключения сабвуферного усилителя, то возможность его регулировки будет далеко не лишней. Например, в этом ГУ можно выставить частоту настройки фильтра (Fc), крутизну спада (Slope) и даже переворачивать полярность сигнала на сабвуфере, что может оказаться удобной фишкой при настройке.

Что же представляет собой такой многоканаль¬ный декодер ? Тут есть два варианта: он может содержаться как в составе самого головного устройства, так и быть выполненным в виде отдельного блока. Отдельные декодеры могут быть как фирменными (то есть работать только с ограниченным количеством головных устройств своей же марки), так и универсальными, которые работают с любым головным устройством. Впрочем, „с любым" — это не совсем верно. Для того, чтобы декодер смог воспроизвести многоканальный звук , записанный на DVD , его необходимо подключить к головному устройству по цифровому входу . Это значит, что само головное устройство должно иметь цифровой выход . Он может быть выполнен, например, в виде обычного RCA разъема (такой называют коаксиальным и чаще всего обозначают коричневым цветом) или оптического разъема . Впрочем, если декодер предлагается как фирменная опция для расширения возможностей какого-либо головного устройства , то разъем может быть и каким-то своим, оригинальным.

Фильтруем базар

Фильтры — важные элементы аудиосистем, позволяющие достичь хорошего звучания: с их помощью каждый динамик воспроизво¬дит только тот диапа¬зон частот, на который он рассчитан.

Итак, если мы собираемся строить аудиосистему с внешними усилителями , то головное устройство с несколькими парами линейных выходов в общем случае будет предпочтительней. Но нужны ли нам абсолютно одинаковые линейные выходы? Очевидно, что нет. Действительно, если, к примеру, одну пару мы подключаем к усилителю, работающему на сабвуфер , то из сигнала на этих выходах лучше убрать все высокие и средние частоты , потому как саб должен воспроизводить только низкие. А вот на динамики, которые устанавливаются впереди, сверхнизкие частоты лучше наоборот, не подавать, иначе при прибавлении громкости могут появиться ненужные искажения. Как избежать этого? Очень просто, если головное устройство оснащено фильтрами нижних и верхних частот . Как понятно из названия, фильтр нижних частот (он же ФНЧ, Low Pass Filter, LPF ) пропускает только нижние частоты и ослабляет верхние. Обычно, когда говорят о таком фильтре, то упоминаются два параметра — частота настройки и крутизна спада ФНЧ .

Что это такое? Частота настройки — это, грубо говоря, та частота, ниже которой фильтр спокойно пропускает сигнал. А вот выше этой частоты он начинает этот сигнал ослаблять. И чем сильнее он его ослабляет с ростом частоты, тем выше другой параметр — крутизна спада ФНЧ . Она так и из¬меряется — в децибелах на октаву (дБ/октава), то есть на сколько децибел сигнал ослабнет при повышении частоты на одну октаву (для тех, кто не знает — это когда частота увеличивается в два раза). Так что крутой фильтр — это не тот, который позолоченный и в стразах, а тот, который хорошо фильтрует базар — пропускает то, что ему по-ложено и ослабляет в сигнале те частоты, которые пропускать не надо. Вот и получается, что когда сигнал проходит че¬рез такой фильтр, то с нормальным уровнем в нем остается только низкочастотная составляющая, и такой сигнал можно уже пускать, к примеру, на усилитель сабвуфера , а все частоты, которые для саба не нужны — ослабятся.

Фильтр верхних частот ( ФВЧ, High Pass Filter, HPF) — полная противоположность фильтру нижних — он пропускает верхние, и ослабляет нижние. Такой фильтр хорошо включать на выходах, к которым подключается фронтальная акустика. В этом случае динамики избавляются от самых низких частот, которые они по своей природе нормально воспроизвести не в состоянии (ну не может небольшой мидбас калибра 5 или 6,5 дюймов воспроизвести глубокий бас, который под силу только сабвуферу ), и звучание станет намного чище. Это вообще одно из основных правил для достижения хорошего звучания: каждый динамик должен воспроизводить только то, на что он действительно способен. Теперь, собственно, вернемся к нашим головным устройствам. Многие из них оснащены фильтрами низких и верхних частот . В аппаратах попроще они могут быть фиксированными, то есть все, что остается пользователю — это залезть в меню аппарата и включить или выключить фильтры на нужных выходах. В аппаратах чуть посложнее уже дается возможность выбрать частоты настройки этих фильтров. Уже лучше. Если речь идет о сабвуферном канале , то самые оптимальные значения будут лежать в пределах 60-80 Гц.

[1] Пример работы двух фильтров нижних частот. Оба имеют одинаковую частоту настройки — 100 Гц (отсчет всегда по уровню — 3 дБ), но первый при этом имеет более высокую крутизну спада характеристики, чем второй.

[2] А вот примерно так работает фильтр верхних частот. Все, что в сигнале выше 100 Гц он свободно пропускает (опять же, всегда считаем по уровню -3 дБ), а все, что ниже — ослабляет.

Но еще лучше, если есть возможность выбрать не только частоту настройки фильтра, но и крутизну спада. Самое распространенное значение для фильтров головных устройств — 12 дБ на октаву (такие фильтры еще называют фильтрами второго порядка). Однако, если речь идет о сабвуфере , то этого, скорее всего, окажется недостаточно. Так что если есть возможность, то лучше выбрать зна¬чение 18 дБ на октаву (фильтр третьего порядка) или 24 дБ на октаву {соответственно, четвертого). Иначе средние частоты хоть и с небольшим уровнем, но все же будут просачиваться на сабвуфер , а этого нам совсем не надо.

Если в головном устройстве , которое вы выбираете, фильтры есть, то обратите внимание еще на одну деталь: на каких выходах они задействуются? К сожалению, обычно фильтры подрезают сигнал только на линейных выходах, а на так называемые колоночные выходы, то есть выходы встроенного усилителя, их действие не распространяется. Если вы планируете строить несложную систему, в которой передние и за¬дние динамики будут работать именно от встроенного в ГУ усилителя, то этот момент будет очень важен. Даже если головное устройство позволяет включить на выходах встроенного усилителя только ФВЧ , это уже большой плюс. По крайней мере, с ним можно убрать из динамиков слишком низкий бас, из-за которого обычно и начинаются все проблемы с хрипами и перегрузками. Ну а уж если есть возможность включить на выходах встроенного усилителя еще и ФНЧ (например, некоторые модели Pioneer имеют отключаемый ФНЧ на тыловых выходах), то подключив к этим каналам басовитые динамики (скажем, 8-дюймовые или овалы 6x9 дюймов) или даже небольшие сабвуферы (в этом случае нужно выбирать модели с высокой чувствительностью), то можно спокойно обойтись даже без внешнего усилителя. Так что при выборе ГУ особо обращайте вни¬мание не только на наличие фильтров, но и на то, распространяется ли их действие только на линейные выходы, или же еще и на выходы встроенных усилителей.

Подключаем видео

Со звуковой частью вроде бы разобрались: обычное стерео для аудиосистем (с нужным количеством линейных выходов), стерео или многоканальный звук — для мультимедийных. Теперь обратим внимание исключительно на мультимедийные системы, ведь в них присутствуют еще и мониторы. Каким же образом они подключаются? Тут, как оказывается, не так уж все и сложно. В подавляющем числе автомобильных мультимедийных систем используется композитный видеосигнал. Так же, как и линейные аудиовыходы, видеовы¬ходы и аидео-входы выполнены в разъемах РХА (тех самых „тюльпанчиках"), и так же, как и в домашних системах обозначаются желтым цветом. Другие виды видеосигнала в автомобильных девайсах — это скорее исключение, чем правило (скажем, некоторые топовые ГУ Alpine используют формат S-Video ).

Комфорт для задних пассажиров

Если поездки всей семьей для вас не редкость, то обратите внимание на мультимедийные аппараты стак называемым режимом 2-зонного воспроизведения. Это означает, что фактически в автомобиле можно будет организовать две мультимедийные зоны — пассажиры заднего ряда сидений и сидящие впереди смогут воспроизводить с одного головного устройства разные источники сигнала. Причем одновременно и независимо друг от друга (скажем, впереди слушаем радио, а в это время пассажиры сзади смотрят фильм через свои мониторы}. Впереди будет первая мультимедийная зона, сзади — вторая.

Чтобы задним пассажирам не было скучно, можно предусмотреть для них дополнительные мониторы...

...а чтобы избежать какофонии звуков, звуковое сопровождение для заднего ряда сидений можно организовать через ИК-наушники. Для этого аудиосигнал второй зоны нужно всего лишь завести на ИК-передатчик . Потолочный монитор со встроенным DVD-плеером — еще одно решение, которое не даст скучать задним пассажирам.

Но как же в этом случае будет воспроизводиться звук во второй зоне? Не переживайте, кинобаталии или мультяшные погони не будут перебивать последние новости, для пассажиров заднего ряда сидений в подобных аппаратах обычно делается не только видеовыход на мониторы, но и отдельный аудиовыход, который не обязательно подключать к усилителям и вообще как-то завязывать на основную аудиосистему. Для этих целей можно использовать, например, беспроводные ИК-наушники. В этом случае аудиовыход головного устройства, предназначенный для задней зоны подключается к ИК-передатчику — простое и удобное решение. Конечно, для того, чтобы не дать скучать задним пассажирам, искать головное устройство с двухзонным режимом — совсем не обязательное условие. Ведь ничто не мешает выбрать и обычное мультимедийное ГУ и просто дублировать на задние мониторы изображение с передних. А можно для заднего ряда сидений и вовсе организовать свой источник (самый простой вариант — потолочный монитор со встроенным DVD-плеером ).

Многие головные устройства, имеющие собственные экраны,удобно использовать не только по своему прямому назначению, но и в качестве монитора для камеры заднего вида. Это особенно удобно в автомобилях с ограниченным обзором назад. Для этого нужно обратить внимание на наличие в головном устройстве отдельного видеовхода для камеры, на который изображение будет переключаться каждый раз при включении задней передачи (для этого в подобных аппаратах предусматривается специальный управляющий провод, который просто подключается к фонарям заднего хода).

Таким образом, правильный выбор головного устройства — это один из ключевых моментов при проектировании будущей аудио- или мультимедийной системы . И если вы внимательно отнесетесь к нему, то приобретете не просто „магнитолку для радио послушать", а современное аудио- или мультимедийное устройство , в котором будет использоваться весь заложенный в него потенциал вы непрогадаите 100%.

Новости

rss