Статьи

Какие школьные автобусы используют в Украине?

  1. Малышки БАЗ-2215 "Дельфин" и Богдан А06907
  2. БАЗ-2215 "Дельфин"
  3. Богдан А06907
  4. АС-Р 32053-07 "Мечта"
  5. Богдан D093S2 "Ataman"
  6. БАЗ А079 "Эталон"
  7. ПАЗ-4234-70
  8. ЧАЗ А081
  9. Американская экзотика в Украине
  10. Freightliner FS-65

Начался новый учебный год, а значит, пришло время поговорить о школьных автобусах. Идея перевозить детей специализированными автобусами родилась в США, откуда ее заимствовали и другие страны мира. Но фирменная желтая окраска в сочетании с капотной компоновкой с тех пор прочно ассоциируется с американским "скул бас".

Из всех специализированных транспортных средств социального назначения автобусы для перевозки детей отличаются наибольшим разнообразием типоразмеров. Это объясняется широким спектром распределения плотности населения на территории страны. С материалами Ларди-Транс . сообщает Национальный промышленный портал .

При этом обычные пригородные и городские машины для перевозки детей и подростков в возрасте от 6 до 16 лет не подходят. Для этого автобусы должны удовлетворять положениям ГОСТ 7013: 2009 "Автобусы специализированные для перевозки детей. Технические требования ".

Основные пункты этого стандарта следующие:

  • автобус оборудуется только местами для сидения, причем все кресла должны быть обращены вперед по ходу движения и снабжены двухточечными ремнями безопасности; в автобусе должно быть не менее двух сидений для взрослых пассажиров, сопровождающих детей;
  • автобусы вместимостью более 22 пассажиров должны иметь не менее двух пассажирских дверей, высота первой ступеньки на входе от уровня дороги не должна превышать 25 см;
  • автобус оснащается дополнительными поручнями, как при входе, так и в салоне; предусматриваются повышенные требования к сигнализации, связывающей пассажиров с водителем;
  • в задней части салона оборудуется отсек для перевозки багажа и кресла-коляски в сложенном состоянии;
  • в случае регулярной перевозки детей с нарушенными функциями опорно-двигательного аппарата оборудуется доступ детей в кресле-коляске;
  • кузов автобуса окрашивается в ярко-желтый или оранжевый цвет с нанесением надписей «Дети» и устанавливаются опознавательные знаки «Перевозка детей»;
  • автобус должен быть оборудован ограничителем скорости (60 км / ч);

С ДСТУ 7013: 2009 "Автобусы специализированные для перевозки детей. Технические требования "

Технические требования

БАЗ-2215 "Дельфин"

Малышки БАЗ-2215 "Дельфин" и Богдан А06907

Типоразмерный ряд школьных автобусов делится на четыре класса. Машины для перевозки детей, созданные на базе серийных автобусов особо малого класса, могут иметь колесную формулу как 4х2, так и 4х4. Основными прототипами здесь последние 10-15 лет были модели ГАЗ-3221 (ГАЗ + 2221) и УАЗ-3962, отличающиеся повышенной проходимостью. Украинский вариацией на тему "Газели" стал автобус БАЗ-2215 "Дельфин", производство которого в 2003 году освоили сразу на двух заводах - Бориспольском и Черниговском; данная модель разошлась широким тиражом, ведь при вместимости, сравнимой с микроавтобусами типа "Спринтер", стоимость "Дельфина" была около 100 тыс. грн (на 2010-й год).

БАЗ-2215 "Дельфин"

Ориентировочная цена: 250 тыс грн (б / у, с небольшим пробегом).

С 2013 года выпуск семейства автобусов особо малого класса А069 начала корпорация Богдан. В основе конструкции, как и у предшественников, использовано качественное, надежное и хорошо зарекомендовало себя шасси Hyundai County, дизель D4DD (Евро-3). Различные варианты исполнения школьного автобуса А06907 (на 25 и 27 мест) позволяют обеспечить перевозку школьников всех возрастов.

Богдан А06907

Богдан А06907

Ориентировочная цена: 993 тыс. Грн (без пробега).

Базовыми моделями малого класса для построения школьных автобусов является ПАЗ-3205 и ПАЗ-32053. Эти машины рассчитаны на перевозку от 15 до 25 пассажиров и отличаются хорошей геометрической проходимостью. Такие автобусы обычно работают на маршрутах, обслуживающих сельские школы, так как качество дорог нашей периферии часто не по зубам городским моделям.

С 1 июля 2006 года в Украине вступил запрет на ввоз в страну автомобилей, не соответствующих нормам экологической безопасности Евро-2. Поскольку автобусы ПАЗ-3205 соответствуют лишь нормам Евро-1, их поставки (эти автобусы производятся в в Павлово-на-Оке, РФ) прекратились, что сразу же вызвало увеличение спроса на более дорогие отечественные аналоги - автобусы "Богдан" и "Эталон" , которые возят школьников в основном на внутригородских маршрутах.

В 2012 году в Кременчуге налажена сборка школьных автобусов АС-Р 32053-07 "Мрия" на базе автобуса ПАЗ-32053-07, которые на тот момент россияне оборудовали двигателями Евро-3. При этом российские автобусы приходили в Украину без комплектации салона, последнюю же осуществляли уже на месте. В частности, ставили сиденья с высокими подголовниками, ремнями безопасности и опускаются подлокотниками, оборудование громкоговорящей связи, кнопки подачи сигнала водителю, полочки для ранцев под сиденьями, выдвигается подножка на первой двери и проблесковые маячки на крыше. В некоторых деталях внутреннего оснащения подобные машины отличались от школьных ПАЗ-32053-70 российского производства, в частности, в российских "школьниках" полки для ранцев находятся в задней части салона, а не под сиденьями.

АС-Р 32053-07 "Мечта"

АС-Р 32053-07 "Мечта"

Ориентировочная цена: 1400000 грн (без пробега).
Крупные партии таких автобусов поступили в 2012 году в Луганске, Одесскую и Харьковскую области.

Лидером в производстве школьных автобусов среднего класса является корпорация Богдан, которая производит их более 10 лет. Одна из самых популярных моделей прошлого десятилетия - Богдан А22412 изготавливался из агрегатов индийской AshokLeyland. Он рассчитан для перевозки 29 или 31 школьника (в зависимости от комплектации).

Автобус оснащен внутренним устройством громкой связи, доступным для пользования как водителем, так и лицами, сопровождающих школьников. Автобус с обеих сторон оборудован наружными зеркалами заднего вида с электроподогревом.

Правое зеркало обеспечивает водителю с его рабочего места возможность визуального контроля за процессом входа и выхода школьников. Автобус оборудован двумя внутренними зеркалами для наблюдения за пассажирами, обеспечивают обзорность салона как водителю, так и лицу, сопровождающему школьников. Автобус оборудован светильниками для освещения лестницы служебной двери и площадки для посадки. Указанное устройство автоматически включается при открывании дверей при включенных габаритных огнях. Служебные двери оборудованы устройством, исключающим защемление пассажиров в дверях.

Богдан D093S2 "Ataman"

Богдан D093S2 "Ataman"

Фейслифтинговый продолжением Богдана А22412 является модель Ataman D093S2 по цене 1680000 грн (без пробега).

Также Богдан оснащен двумя медицинскими аптечками и двумя порошковыми огнетушителями с зарядом огнетушащего вещества не менее 5 кг каждый. На передней и задней частях крыши автобуса установлены два проблесковые маячки оранжевого цвета. Маячки включаются автоматически в случае открывания любой двери автобуса (кроме водительской двери), независимо от работы двигателя и состояния (открытые или закрытые) двери. Автобус оборудован звуковой предупредительной сигнализацией, информирует пешеходов об опасности и включается вместе со световым сигналом заднего хода (задней фарой).

В 2002 году с конвейера Бориспольского автозавода сошел БАЗ А079 "Эталон".

В 2002 году с конвейера Бориспольского автозавода сошел БАЗ А079 Эталон

БАЗ А079 "Эталон"

БАЗ А079 "Эталон"

Ориентировочная цена: 1425000 грн (без пробега).

Школьная версия автобуса Эталон А079 рассчитан на 25 посадочных мест и оснащена рядом дополнительных опций, которые строго соответствуют требованиям нормативной и технической документации к данному виду техники. К таким опций, например, относятся сиденья с двухточечными ремнями безопасности и интегрированными подголовниками, дополнительные салонные зеркала, сигнальные фонари для освещения лестницы служебной двери и площадки для посадки. Указанное устройство автоматически включается при открывании дверей, а служебные двери оборудованы устройством, исключающим зажима пассажиров или предметов в дверях.
Рабочее место водителя оборудовано тахографом, звуковой (зуммер) и световой сигнализацией о превышении скорости 70 км / ч. Эти и многие другие опции обеспечивают повышенную безопасность перевозки школьников и улучшают комфорт поездки.
Модификация автобуса Эталон А079, приспособленная для перевозки детей с проблемами опорно-двигательного аппарата является уникальной в своем классе; такой автобус дополнительно оборудован грузовым устройством. Техническое решение дает возможность заезжать, а также закреплять инвалидные коляски на площадке внутри салона.

В 2013 году Корпорация «Эталон» стала одним из победителей тендера по выполнению заказа на поставку школьных автобусов, продолжая плодотворное сотрудничество с государством в течение последних 10 лет. Так, начиная с 2003 года на территории Украины успешно эксплуатируется более 800 школьных автобусов марки «Эталон».

ПАЗ-4234-70

Ориентировочная цена: 1300000 грн (без пробега).

Средний класс автобусов для перевозки детей базируется на моделях ПАЗ-4234-70, ЧАЗ А081. Диапазон вместимости таких машин - от 22 до 38 человек.

В 2011 году Черниговский автозавод начал производство автобуса ЧАЗ А081, что использует в основе высококачественные агрегаты марки Ashok Leyland (произведенные по лицензии Toyota), турбодизель (Евро-3) с рабочим объемом 5,76 л, а также механическую КПП марки ZF. В сиденье водителя предусмотрена регулировка в продольном направлении и по углу наклона спинки, а также поясничного подпора. Рулевая колонка с возможностью изменения угла наклона.

Рулевая колонка с возможностью изменения угла наклона

ЧАЗ А081

ЧАЗ А081

Ориентировочная цена: 1500000 грн (без пробега).

Безопасную и удобную перевозку 45 школьников обеспечивает просторный салон, удобные пассажирские сидения, наличие вентиляционного люка (2-й люк опция), а также наличие раздвижных вентиляционных форточек в пассажирском салоне. В зимний период времени комфорт обеспечивает наличие автономного отопителя салона и двух печек обдува. Посадка и высадка детей осуществляется через две пневматические двери.

Американская экзотика в Украине

Школьные автобусы большой размерного класса могут базироваться практически на любой серийно выпускается городской модели при четырехрядной планировки салона и наличии двух дверей (при большем количестве дверей осложняется обеспечения безопасности при посадке и высадке детей). Вместимость таких автобусов - до 50 человек.
В Украине подобных специализированных моделей не выпускается, так как специфика подобных перевозок в нашей стране просто не предусматривает такого числа маленьких пассажиров за одну поездку; кроме того, сельские школы, которые и являются основными эксплуатантами школьных автобусов, в своем большинстве не могут позволить себе эксплуатацию большого, и как следствие, дорогого в обслуживании автобуса. Тем более, что подобные модели имеют посредственное проходимость и рассчитаны на эксплуатацию на хороших дорогах.

Тем более, что подобные модели имеют посредственное проходимость и рассчитаны на эксплуатацию на хороших дорогах

Freightliner FS-65

Однако, школьные автобусы большого класса все-таки встречаются. В первой столице Украины ездит транспортное средство, которое по праву можно считать для нашей страны более эксклюзивным, чем другие суперкары! При этом настоящий школьный автобус Freightliner используется в Харькове по назначению: каждый день он доставляет более полусотни школьников в одну из частных школ.

Freightliner FS-65

Ориентировочная цена: 750 тыс. Грн (б / у, с пробегом).

Что касается автобусов особо большого класса, особенно шарнирно-сочлененных их использования в качестве специализированных транспортных средств для перевозки детей, категорически не рекомендуются: их размерность элементарно усложняет контроль за расположением и поведением детей в поездке.

Автор: Ларди-Транс

Новости