Статьи

Тепловоз ТЭП60 | Тяговый генератор

Опубликовано: 30.09.2018

Тяговый (главный) генератор типа ГП-311В (рис. 91) представляет собой некомпенсированную десятиполюсную машину постоянного тока с независимым возбуждением, закрытого исполнения, с принудительной вентиляцией. Номинальная мощность генератора 2000 кВт, длительный ток 4320 А при напряжении 465 В, максимальный кратковременный ток 6600 А, максимальное напряжение 635 В при токе 3150 А. Коэффициент полезного действия генератора в длительном режиме составляет 93,8%. Генератор выполнен для правого вращения, если смотреть со стороны коллектора.- Вентилятор генератора должен обеспечивать расход воздуха 15 000 м3/ч при номинальной мощности и номинальной частоте вращения генератора 750 об/мин. Воздух нагнетается в генератор со стороны, противоположной коллектору.

Станина 1 генератора цилиндрической формы установлена двумя лапами на поддизельную раму и крепится к ней восемью болтами. К станине крепятся главные полюса 2. Сердечники главных полюсов-шихтуют из штампованных пластин холоднокатаной стали Э310. Толщина пластин 1 мм. Холоднокатаная сталь имеет повышенную магнитную проницаемость вдоль направления проката, что позволяет уменьшить намагничивающую силу обмотки возбуждения и тем самым уменьшить ее габариты и вес. Пластины спрессовывают и стягивают заклепками. В пластинах, из которых изготовлен сердечник главного полюса, выштамповано прямоугольное отверстие, в которое вкладывается стальная полоса с резьбовыми отверстиями для крепления полюса к станине. Воздушный зазор между главным полюсом и якорем под центром полюса составляет 4 мм, а под краем - 14 мм.

На сердечник главного полюса надевается катушка, на каркас которой намотаны обмотка возбуждения и пусковая обмотка. Обмотка возбуждения имеет 105 витков, намотанных проводом ПСД прямоугольного сечения 4,7 X 6,9 мм. Обмотка возбуждения на всех: десяти полюсах соединена последовательно. Сопротивление всей обмотки возбуждения при ^ = 20° С составляет 0,857 Ом.

Пусковая обмотка, состоящая из трех витков медной шины, сечением 6,5 X 28 мм, намотанных на узкое ребро, выполнена в виде отдельной шайбы и расположена у полюсного башмака. Такое выполнение пусковой обмотки улучшает условия ее охлаждения. Пусковая обмотка на всех десяти полюсах соединена последовательно и имеет сопротивление 0,00435 Ом при температуре 20° С. Обмотка возбуждения отделена от пусковой обмотки изоляционной прокладкой. При намотке витки катушки промазывают кремнийорганичес-ким компаундом, а готовую катушку покрывают эмалью ПВ76. Изоляция катушек главных полюсов относится к классу Н. Схема электрических соединений пусковой обмотки и обмотки возбуждения приведена на исполнительной схеме тепловоза.

К станине прикреплены десять добавочных полюсов 3. Сердечник добавочного полюса изготовлен из стали СтЗ. Башмак сердечника добавочного полюса сужен и к нему с двух сторон приклепаны уголки из алюминиевого сплава АЛ2, на которые через гетинаксо-вую рамку опирается обмотка добавочного полюса. Сердечник полюса вместе с уголками покрыт изоляцией. Воздушный зазор между добавочным полюсом и якорем равен 15,5 мм, величина эта уточняется при настройке коммутации генератора. Шесть витков обмотки добавочного полюса намотаны на узкое ребро медным проводом сечением 16 X 25 мм. Крайние витки катушки изолированы, между витками уложены изоляционные прокладки из стеклотекстолита. Верхний торец сердечника перекрыт текстолитовой про-

Рис. 91. Генератор ГП-311В Рис. 92. Схема соединения генератора ГП-311В

кладкой толщиной 2 мм, которая образует второй зазор. Текстолитовая прокладка прижата к сердечнику полюса стальной полосой, которая в свою очередь прикреплена к сердечнику винтами с потайной головкой. Одновременно с прокладкой крепится и катушка. Весь полюс в сборе пропитывается термореактивным лаком. Изоляция катушки полюса по нагревостойкости относится к классу В. Катушки всех добавочных полюсов соединены в две параллельные группы по пять катушек последовательно в каждой группе. Соединение катушек выполнено медными шинами. Схема соединения приведена на рис. 92. Сопротивление обмотки добавочных полюсов при температуре 20° С равно 0,00865 Ом. Якорь 4 генератора безвальной конструкции имеет остов, состоящий из барабана 5, к которому приварены фланец 11 для соединения с дизелем и подколлекторный фланец 13. В подколлекторный фланец запрессован конец вала 14, который служит для посадки подшипника и передачи мощности тормозному компрессору. К барабану приварены дисковые ребра 12 с отверстиями для прохода воздуха в радиальные каналы сердечника якоря 6. К дисковым ребрам и барабану приварены продольные ребра 7,

Сердечник якоря шихтуется из штампованных сегментов из электротехнической стали Э31П толщиной 0,5 мм, число сегментов по-окружности якоря равно 5.

Сегменты шихтуют на шпильки 8 таким образом, чтобы стыки между сегментами были расположены против середины сегментов предыдущего слоя.

В собранном виде сердечник якоря спрессовывают под прессом. Спрессованный сердечник стягивают двумя обмоткодержателями 9 при помощи шпилек, на которые шихтуется сердечник. Кроме того» обмоткодержатели прикрепляются к дисковым ребрам остова якоря болтами и призонными штифтами, которые предотвращают перемещение обмоткодержателей от действия угловых ускорений при-работе дизель-генератора.

Жесткая связь между сердечником и остовом якоря обеспечивается шпонками, которые закладываются в пазы сердечника якоря и пазы в продольных ребрах остова.

На генераторах ГП-311В до апреля 1968 г. применялась лягушачья обмотка якоря. Однако эксплуатация генераторов показала, что коммутация на них неудовлетворительна. В связи с этим с апреля 1968 г. генераторы ГП-311В выпускаются с петлевой обмоткой 17 якоря.

Двухходовая петлевая обмотка якоря состоит из 155 катушек, которые закладываются в 155 пазов якоря. Центр первого паза совпадает с центром коллекторной пластины. В каждую катушку входят три одновитковые секции. Секции изготовлены из провода ПДА прямоугольного сечения. Каждая секция по высоте разделена на два проводника прямоугольного сечения 6,4 X 2,83 мм. В каждый паз уложено таким образом шесть двойных эффективных проводников.

Шаг обмотки в пазовых делениях уг = 1-> 16117; первый частичный шаг обмотки ух = 46, второй частичный шаг обмотки уг *= 44, шаг по коллектору ук = 2, число параллельных ветвей 2а - 20. Обмотка якоря имеет полное число уравнительных соединений, их 465, расположены уравнительные соединения со стороны коллектора. Шаг уравнительного соединения г/уп = 93. Уравнительные соединения выполнены из медного провода сечением. 1,35 X 6,4 мм.

Сопротивление обмотки якоря при I - 20° С составляет 0,0014 Ом. Изоляция обмотки якоря по нагреваемости относится к классу В. В пазу якоря обмотка крепится текстолитовыми клиньями. Крепление лобовых частей осуществляется бандажом.

Коллектор генератора 16 арочного типа имеет 465 коллекторных пластин, изготовленных из кадмиевой меди. Между коллекторными пластинами проложены прокладки толщиной 1 мм из миканита марки КФШ.

Глубина продорожки миканита 0,7-1 мм. Корпус коллектора и нажимной конус стягиваются шпильками, изготовленными из легированной стали. Изолирующие манжеты коллектора изготовлены из миканита марки ФМГ,

Рис. 93. Нагрузочные характеристики генератора ГП-311В

Для соединения коллектора с обмоткой якоря применены гибкие петушки, изготовленные из неизолированной медной ленты МГМ сечением 2 X 20 мм. Нижним концом путушок при помощи твердого припоя прикрепляется к коллекторной пластине. К верхней части петушка прикрепляется и-об-разная пластина, в которую впаивают концы секций обмотки и уравнительных соединений. Для пайки применяется припой ПОС-61. Для того чтобы предохранить от замыканий верхнюю часть петушков, на нее надевают «наездник» из электрокартона, который разделяет верхние части петушков. Крепится наездник бандажом лобовой части обмотки. В просветы между ленточными петушками проходит охлаждающий воздух. Допустимое биение коллектора в горячем состоянии не должно быть больше 0,06 мм. Если есть разница между биением в горячем и холодном состоянии, то она не должна превышать 0,03 мм.

Со стороны коллектора к станине крепится подшипниковый щит 18 с подшипником 2Н3626К. Подшипник 15 установлен в капсуле, которую можно снять вместе с подшипником, не снимая щита. В щите установлена поворотная траверса 20, состоящая из двух колец, соединенных между собой ребрами по числу полюсов. К ребрам крепятся десять бракетов 21.

В каждом бракете установлено 9 щеткодержателей 19. В одном щеткодержателе установлено по две щетки марки ЭГ-14 с размерами 12,5 X 32 X 65 мм. Нажатие на щетку регулируется в пределах 0,8-1,2 кгс. Зазор между щеткодержателем и коллектором составляет 2-3 мм.

Кольцо поворотной траверсы, прилегающее к подшипниковому щиту, имеет зубчатый венец, который входит в зацепление с шестерней, насаженной на ось в подшипниковом щите. Внешний конец оси обработан под ключ и служит для поворота траверсы. После установки нейтрали при испытаниях генератора траверса фиксируется стопорными болтами. Нагрузочные характеристики генератора представлены на рис. 93.

Со стороны, противоположной коллектору, к станине крепится сварной кожух 10 (см. рис. 91), который является входным патрубком для подвода к генератору охлаждающего кожуха. Сверху к станине приварены кронштейны для крепления вспомогательных машин.

⇐ Исполнительная электрическая схема тепловоза | Тепловозы ТЭП60 и 2ТЭП60 | Тяговый электродвигатель ⇒

Новости

Где купить держатель для смартфона в авто

Смартфонами пользуются практически все водители. Часто они используют iPhone, и водителям необходимо крепить свои смартфоны, используя таких.

Где купить рассеиватель для штатной вспышки

Рассеиватель для вспышки - незаменимая вещь для любого фотографа - как для профессионала, так и для любителя. Любое помещение, где есть проблема с освещением, при съемке со вспышкой получается мрачным,

Тюнинг выхлопной системы дизельного
Мы занимаемся не только тюнингом и ремонтом выхлопных систем, но изготавливаем также отдельные элементы к ним — глушители, резонаторы, катализаторы, даунпайпы, равнодлинные коллекторы и выхлопные системы

ПРЕДОХРАНИТЕЛИ ВАЗ-21099 (НАЗНАЧЕНИЕ, НОМИНАЛ). ВНЕШНИЕ СВЕТОВЫЕ ПРИБОРЫ (СХЕМА)
На схеме световой сигнализации и освещения детально показано расположение в цепи как самих световых приборов, так и подробное положение контактов на реле и переключателях управления приборами. По схеме

Двигатель 406 - описание
Двигатель внутреннего сгорания марки ЗМЗ 406 производится на Заволжском моторном заводе, который является основным поставщиком комплектующих для Горьковского автозавода (ГАЗ). Также предприятие ЗМЗ занимается

Глохнет на холостых ВАЗ 2105 карбюратор
Машина глохнет на холостых. Видео Причины почему глохнет машина на ходу Ваз Lada 2101 2102 2103 2104 2105 2106 2107 Холостой-холостой, снова ищем Холостой!!! Падают обороты двигателя (глохнет) при прогреве.

Где заказать чип-тюнинг
Решили воспользоваться чип-тюнингом? Решили воспользоваться возможностью чип-тюнинга? У компании, которая имеет собственный ресурс в интернете по адресу - http://chip-kzn.ru/ вы сможете заказать данную

Где застраховать авто
Как всем прекрасно известно, в наше время собственные автомобили есть у очень многих людей, а в столицах - там и вовсе по несколько авто на семью имеется. И это можно заметить на любой дороге или улице,

Ремонт авто в Люберцах
Каждый автомобилист очень трепетно относится к своему автомобилю. Ведь для того, что бы автомобиль служил действительно качественно, долго и надежно, а так же, был безопасен, очень и очень важно внимательно

Купить Ягуар
Без всякого сомнения, можно со всей ответственностью заявить, что современный автомобиль прошел в своем развитии долгий и славный путь. От примитивной "самодвижущейся повозки" ( а именно так они в те

rss